Алтай
Модераторы
Чуйский тракт входит в пятерку красивейших дорог мира! Это мнение не только мое, а уважаемого во всех отношениях международного журнала National Geographic. Я не могу судить объективно, но проезжая по Чуйскому, всегда удивляюсь той красоте, что окружает дорогу. Честь и хвала создателям трассы! Они проложили дорогу по красивейшим местам, заботясь не только об удобстве путешественника, но и эстетическом восприятии окружающего ландшафта.
Когда все «достает», то мы отправляемся по Чуйскому тракту, проезжаем до перевала Чике-Таман, а частенько и дальше. О своих любимых местах знаменитого тракта я и хочу рассказать.
Дорога очень живописна. Ведь Чуйский тракт проходит через горы и перевалы, через долины семи рек. Слева и справа от тракта видим удивительный по красоте растительный мир Горного Алтая: редкие цветы, травы, реликтовые пихты и кедры.
Одно из любимых мест - перевал под названием «Семинский», в переводе с монгольского – «крепость». Также ему подходит и алтайское название – Дьял Менку – «Вечная гора». Перевал находится на стыке Семинского и Чергинского хребтов, поэтому когда -то был труднопроходим. А место - историческое! И армии скифов, и орды татаро-монголов шли через перевал. И как они его преодолели? Ведь даже в наше время по отличному асфальту легко не заедешь. Подъем пологий, около 9 километров, абсолютно нетрудный, но затяжной. Двигатель натужно гудит, машины тихонько поднимаются на перевал, а мы любуемся густой зеленью вековой тайги, разнотравьем и альпийскими цветами. Перевал относится к государственным памятникам природы – настолько он красив!
Высота перевала не очень большая - около 2000 метров, но он находится в каком-то заколдованном месте. Сколько бы я ни приезжала сюда, всего лишь два раза светило солнце и было тепло. Перед подъемом, допустим, +30, а на перевале +10 да еще ветер и дождь или даже летят снежинки.
Наконец, подъем закончен и перед нами - плоская седловина между двух гор. Здесь туристы обязательно останавливаются, чтобы полюбоваться открывающимися великолепными видами. В голубой дымке видна гора Сарлык.
.
На фото видно, какие тучи бродят над перевалом – Грозовой перевал да и только. Стела поставлена в честь 200летия присоединения Горного Алтая к России.
.
На заднем плане - кедры с повязанными ритуальными ленточками – кыйрами. Обязательно заранее заготавливаем их и привязываем, чтобы, не дай Бог, прогневить Хана Алтая.
Следующий перевал – мой самый любимый - Чике-Таман. Подумать только, нормальное движение по нему стало возможно только с 1985 года! Раньше его называли Черт – Атаман – настолько труден он был для проезда. Теперь же ехать по нему – одно удовольствие. Однако, эта красивейшая горная дорога очень опасна: сплошные серпантины, не видно впереди из-за скал ничего. Слева – скала, а справа – бирюзовая Катунь. Ну, о-очень красиво! Передать словами невозможно – просто смотреть.
.
Частенько дорога проходит сквозь скалы, которые пришлось взрывать, чтобы проложить трассу.
.
Спустившись с Чикета, попадаем в красивейшее место:
слияние рек Малый Яломан и Катунь. У них разный цвет воды. Автомобилисты обязательно останавливаются пофотографироваться, полюбоваться и даже искупаться.
.
Еще одно из любимых мест за Чике-Таманом - мост через Яломан. А фотографирую я с небольшой возвышенности - это мыс, на нем находится древнее городище 8-9 веков с сохранившимися каменными фундаментами. Внизу можно остановиться на отдых в домиках или по-дикому: в палатке - места предостаточно.
.
Чуйский тракт проходит, наверное, через сотню алтайских сел. Большая часть из которых – умопомрачительно хороши. Вот, например, село Иня («На плече»). Красота окружающих гор поражает. Как видите, они песчаные, но ученые не могут определить их происхождение. По версии, здесь было дно морское.
.
А вот знаменитый памятник Кольке Снегиреву, разбившемуся на АМО в горах. Памятник тогда только строился, но машина уже на постаменте, а на металлических пластинах – слова известной песни: «Есть по Чуйскому тракту дорога». По сути, это памятник всем шоферам, погибшим на этой когда-то очень сложной трассе.
.
Есть и такие памятники вдоль дороги. По преданию, с этого мыса сбрасывали в Катунь красноармейцев.
.
Как видите, это далеко не все открытия, которые можно сделать, проехав по Чуйскому тракту.
Не перестаю восхищаться красотой Горного Алтая, которую можно увидеть, благодаря трассе М-52!
Когда все «достает», то мы отправляемся по Чуйскому тракту, проезжаем до перевала Чике-Таман, а частенько и дальше. О своих любимых местах знаменитого тракта я и хочу рассказать.
Дорога очень живописна. Ведь Чуйский тракт проходит через горы и перевалы, через долины семи рек. Слева и справа от тракта видим удивительный по красоте растительный мир Горного Алтая: редкие цветы, травы, реликтовые пихты и кедры.
Одно из любимых мест - перевал под названием «Семинский», в переводе с монгольского – «крепость». Также ему подходит и алтайское название – Дьял Менку – «Вечная гора». Перевал находится на стыке Семинского и Чергинского хребтов, поэтому когда -то был труднопроходим. А место - историческое! И армии скифов, и орды татаро-монголов шли через перевал. И как они его преодолели? Ведь даже в наше время по отличному асфальту легко не заедешь. Подъем пологий, около 9 километров, абсолютно нетрудный, но затяжной. Двигатель натужно гудит, машины тихонько поднимаются на перевал, а мы любуемся густой зеленью вековой тайги, разнотравьем и альпийскими цветами. Перевал относится к государственным памятникам природы – настолько он красив!
Высота перевала не очень большая - около 2000 метров, но он находится в каком-то заколдованном месте. Сколько бы я ни приезжала сюда, всего лишь два раза светило солнце и было тепло. Перед подъемом, допустим, +30, а на перевале +10 да еще ветер и дождь или даже летят снежинки.
Наконец, подъем закончен и перед нами - плоская седловина между двух гор. Здесь туристы обязательно останавливаются, чтобы полюбоваться открывающимися великолепными видами. В голубой дымке видна гора Сарлык.
На фото видно, какие тучи бродят над перевалом – Грозовой перевал да и только. Стела поставлена в честь 200летия присоединения Горного Алтая к России.
На заднем плане - кедры с повязанными ритуальными ленточками – кыйрами. Обязательно заранее заготавливаем их и привязываем, чтобы, не дай Бог, прогневить Хана Алтая.
Следующий перевал – мой самый любимый - Чике-Таман. Подумать только, нормальное движение по нему стало возможно только с 1985 года! Раньше его называли Черт – Атаман – настолько труден он был для проезда. Теперь же ехать по нему – одно удовольствие. Однако, эта красивейшая горная дорога очень опасна: сплошные серпантины, не видно впереди из-за скал ничего. Слева – скала, а справа – бирюзовая Катунь. Ну, о-очень красиво! Передать словами невозможно – просто смотреть.
Частенько дорога проходит сквозь скалы, которые пришлось взрывать, чтобы проложить трассу.
Спустившись с Чикета, попадаем в красивейшее место:
слияние рек Малый Яломан и Катунь. У них разный цвет воды. Автомобилисты обязательно останавливаются пофотографироваться, полюбоваться и даже искупаться.
Еще одно из любимых мест за Чике-Таманом - мост через Яломан. А фотографирую я с небольшой возвышенности - это мыс, на нем находится древнее городище 8-9 веков с сохранившимися каменными фундаментами. Внизу можно остановиться на отдых в домиках или по-дикому: в палатке - места предостаточно.
Чуйский тракт проходит, наверное, через сотню алтайских сел. Большая часть из которых – умопомрачительно хороши. Вот, например, село Иня («На плече»). Красота окружающих гор поражает. Как видите, они песчаные, но ученые не могут определить их происхождение. По версии, здесь было дно морское.
А вот знаменитый памятник Кольке Снегиреву, разбившемуся на АМО в горах. Памятник тогда только строился, но машина уже на постаменте, а на металлических пластинах – слова известной песни: «Есть по Чуйскому тракту дорога». По сути, это памятник всем шоферам, погибшим на этой когда-то очень сложной трассе.
Есть и такие памятники вдоль дороги. По преданию, с этого мыса сбрасывали в Катунь красноармейцев.
Как видите, это далеко не все открытия, которые можно сделать, проехав по Чуйскому тракту.
Не перестаю восхищаться красотой Горного Алтая, которую можно увидеть, благодаря трассе М-52!
Последнее редактирование: